Развитие рефлексии в Таганрогском колледже морского приборостроения

В условиях учреждения среднего профессионального образования, каковым является колледж морского приборостроения, важен аспект рефлексии как средства, помогающего освоить свое место в будущей профессиональной деятельности. Л. М. Перминова считает, что самоидентификация, основанная на рефлексии, учитывающей результат и затраты на его достижение, позволяет студенту реально оценить себя, соотнести свои возможности с возможностями других людей. Мы предлагаем дополнить это определение, можно сказать, что профессиональная рефлексия – это соотношение возможностей своего «Я», уровня своих личностных способностей и знаний с тем, чего требует избранная профессиональная деятельность в выбираемом сегменте социума. Хотелось бы отметить окончание предыдущей фразы. Дело в том, что, в общем говоря, одна и та же профессия может быть использована в различных «приложениях», на различном уровне профессионализма в нашем обществе, и умение найти эту свою «нишу» поможет социальной адаптации выпускника. Свойство рефлексивности, как метакачества, на наш взгляд, весьма важно именно для выпускника колледжа, поскольку дает определенные преимущества даже перед выпускником вуза, который объективно обладает более высоким уровнем теоретической подготовки.

Необходимость подготовки выпускников колледжа к рефлексивным действиям в профессиональной сфере отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения: «Техник по компьютерным системам» должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Интересно, что во Франции еще с 1996г. был взят курс на формирование у молодежи культуры профессионального самоопределения, при этом устанавливались следующие цели:

  • ознакомить с экономическим и профессиональным окружением
  • обогатить их представления о профессиональном мире на основе рефлексии способов профессиональной подготовки и потребностей рынка труда
  • способствовать самостоятельной идентификации препятствий в реализации своих профессиональных амбиций, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей
  • придать смысл обучению через профессиональный проект (liroject lirofessional)

Видим, что эти цели возможно достигнуть только воспитанием профессиональной рефлексии, одних специальных знаний недостаточно.